Это стало возможным благодаря совместной разработке чек-листов для учителя-предметника и клас­сного руководителя. После того как было переработано календарно-тематическое планирование по каждому предмету, а наши учебные модули трансформировались в большие блоки, мы создали технологическую карту для планирования.
Наша школа является школой международного бакалавриата, поэтому при планировании мы имели возможность учесть ценный опыт, полученный благодаря участию в международных воркшопах и глобальных конференциях.
Осуществляя планирование в рамках предметных и междисциплинарных групп, мы пришли к выводу: одним из способов достижения эффективного результата к концу учебного года для нас должно стать использование мультимодальных текстов, создаваемых на различных медиаплатформах.

Мультимодальным называется текст, созданный в рамках любого предмета и интегрирующий текст, изображение (картинка, рисунок), движение (видео) и звук.

Мультимодальные тексты могут создаваться в виде презентаций, сайтов, инфографики, при этом каждый из них имеет свой функционал и свои законы. Знание и понимание этих законов помогает нам стать более успешными в коммуникации. Тексты такого формата способствуют вовлечению учащихся в образовательный процесс, а учителям предлагают новые и интересные способы научить своих учеников ориентироваться в многозадачном мире, развивая навыки, которые помогут им жить, работать и эффективно развиваться в будущем.
На схеме мы видим, что различные способы передачи информации (визуальный, устный, аудио-, пространственный, текстовый) в совокупности влияют на формирование умений анализировать, определять, интерпретировать, взаимодействовать, организовывать и использовать информацию.
Какие возможности дает работа с мультимодальными текстами:
1. Развитие коммуникационных навыков. Коммуникация - это не просто общение, но и передача мыслей и идей. Работа с мультимодальным текстом дает нашим ученикам возможность использовать различные виды коммуникации и медиа­средств для ее осуществления, эффективно работать с информацией с целью дальнейшей ее передачи.


В школе №1557 имени П.Л.Капицы используются mind map, padlet, jamboard для обсуждения и взаимодействия в группах.

2. Развитие навыков самоорганизации. При работе с различными частями мультимодального текста у учеников вырабатывается умение концентрироваться, они практикуются в стратегиях для развития сосредоточенности, также у них выявляются различные типы восприятия информации (визуалы, кинестетики, аудиалы). Кроме того, учащиеся развивают умения, техники и стратегии для изучения нового материала, представленного различными средствами.

Работая в различных видеоконференциях (Zoom, FreeConferenceCall, Skype) и понимая, что в классе находятся учащиеся с различными типами восприятия информации, учителя используют разные виды модусов для инструктажа и передачи информации. Например, прикрепляя в электронном журнале инструкцию к выполнению домашнего задания, в нее же вносят видеозапись урока, наглядный материал и письменную инструкцию.

3. Исследовательские навыки. Мультимодальные тексты учат выделять главную и второстепенную информацию, анализировать, синтезировать, организовывать информацию при помощи различных медиаисточников.

4. Навыки мышления. При работе с мультимодальными текстами развивается и столь необходимое в нашем перегруженном информацией мире критическое мышление. Во-первых, учащийся собирает и организовывает необходимую информацию, чтобы сформулировать свой аргумент. Во-вторых, ученик смотрит на вопрос/проблему с разных точек зрения, используя различные средства. Также наши ребята учатся анализировать комплексные понятия и проекты как составные части целого и синтезировать их в создание нового понимания. А при создании мультимодальных текстов учащийся может развивать креативное мышление, так как он создает оригинальную идею и генерирует новые идеи, а также развивать образное мышление.


Работая в Google Classroom и применяя технологию GRASPS, ученики 9‑го класса создают мультимодальные презентации при помощи инструментов Google Presentation.


5. Навыки трансдисциплинарности. Необходимо отметить, что мультимодальные тексты могут быть использованы по любому предмету для решения любых задач, а также для разработки междисциплинарных проектов. При помощи текстов такого типа развивается мультиграмотность, которая помогает сравнивать понятия в разных предметных группах и дисциплинах.

Критериальные работы и задания для формирующего оценивания проходят в школе №1557 имени П.Л.Капицы через wizer.me, liveworksheets.com.

Таким образом, широкое использование мультимодальных текстов позволяет развивать у учащихся полезные навыки и проводить прозрачное оценивание, как формирующее, так и критериальное.
При переходе на дистанционное образование, несмотря на все сложности, мы смогли быстро справиться и адаптироваться к новым условиям, что позволило осуществлять эффективный образовательный процесс и даже вывести его на новый уровень благодаря применению мультимодальных текстов на различных медиаплатформах.

Екатерина НИКОНОРОВА,
учитель английского языка, методист, координатор международных программ школы №1557 имени П.Л.Капицы