Зеленоградский административный округ

Чему и как учить юного Пушкина?

Чему и как обучать потенциально или реально одаренных детей? Этот вопрос был и остается одним из главных в рамках организации работы с проявленной или потенциальной одаренностью в школе. Представьте себе такую ситуацию: у вас обучаются Саша Пушкин, Лева Толстой и Дима Менделеев. И вы знаете, что это будущие гении. Что кроме базовых школьных предметов вы готовы предложить каждому из них? Чем вы можете увлечь конкретно Сашу Пушкина, острого на язык, явно гиперактивного, с дефицитом внимания ученика 5-го класса, хронически неуспевающего по математике?

Кто-то скажет, что это фантастика. Ну а если нет? Что тогда должен предпринять педагог, чтобы его деятельность реально и позитивно отразилась на творческом будущем этих учеников? Повышать их познавательную активность? Творческость? Воображение? Но это как раз то, что у них в избытке, как говорится, от природы!
То, что вы прочтете ниже, не ответ на поставленный вопрос, а скорее приглашение к совместному обсуждению результатов, которые были получены педагогами и психологами лицея №1557 за более чем 20 лет работы в сетевом проекте «Школа сильного мышления» (руководитель Белехов Ю.Н.) с группой ученых ИП РАН (д. п. н., проф. Холодная М.А.) и ПИ РАО (д. п. н. Богоявленская Д.Б.).
С самого начала нас не устраивала ситуация, при которой содержание всей работы с одаренными детьми сводилось к диагностике высоких академических способностей, автоматически делающих их обладателей «выдающимися», и дальнейшему взаимодействию только с ними. Точнее, к подготовке только отлично успевающих ребят к участию в интеллектуальных соревнованиях (олимпиадах, марафонах), конференциях, реже - к той или иной форме проектно-исследовательской работы.
Дело в том, что даже если бы в качестве главной цели мы выдвигали развитие академических или общих интеллектуальных способностей, то чего же мы достигали в рамках такой деятельности в действительности? Если честно, то лишь подтверждения своего высокого рейтинга. Это очень напоминало спорт высоких достижений. Небольшой группе ребят это гарантировало поступление в престижные вузы. Но при этом целенаправленное развитие талантливой личности в каждом ребенке либо было не главным, либо вообще не ставилось как цель.
Мало что изменило и внедрение на всех уровнях образования проектной деятельности. Идея хорошая, однако инновационной ее не назовешь, ведь ей уже более 100 лет. И хотя в ней есть, безусловно, свои плюсы, но и в этом случае не получается адресного развития личности творца. К сожалению, самого потенциального творца далеко не всегда спрашивают о желании выполнить именно этот проект. А сами проекты делаются в лучшем случае с родителями, хотя ничего плохого в этой совместной деятельности нет (ну а в самом худшем случае берутся из Интернета).
Итак, время шло, а вопрос оставался: стоит ли вовлекать в обезличенную проектно-исследовательскую деятельность, а тем более в олимпиадные соревнования будущих Пушкиных или Лермонтовых, не опасаясь, что мы их потеряем? Кроме этого, педагогический опыт подсказывал, что проявить талант могут и ребята с отнюдь не выдающимися способностями, те, на кого мы часто не обращаем внимания. А они живут и развиваются по собственным правилам и законам.
Ответы на все эти вопросы нам удалось получить, проанализировав многолетние результаты наших ребят - участников зеленоградского открытого фестиваля интеллектуального творчества «Зеленый шум» (2001-2014 гг.). Его идейным вдохновителем был руководитель лаборатории развития общих способностей, заместитель директора ИП РАН, профессор, доктор психологических наук В.Н.Дружинин. Он предложил развести творческие задания не только по предметам, но и по стилевым предпочтениям. И оказалось, что независимо от возраста (а возраст участников от 6 до 23 лет) и академической направленности заданий человек не только выбирал, как ему казалось, оптимальное для себя творческое задание, но и предпочитал определенный (свой) стиль его решения! Другими словами, было установлено, что стилевая (авторская) стратегия познания действительности у творчески талантливого человека всегда своя, и, как правило, одна. Он ей не изменяет! Это как в спорте - кто-то предпочитает марафонские дистанции, кто-то - спринт. Другими словами, стало очевидным, что творческий талант имеет высокий шанс раскрытия и реализации, когда внешние и внутренние условия совпадают.
Учитывая это, мы приступили к исследованию связи раннего раскрытия в потенциально одаренных детях индивидуальных оптимальных стратегий познания действительности со становлением будущей талантливой личности.
В процессе этой работы стало ясно, что одаренность только тогда способна проявиться и реализоваться, когда индивидуум, «как ключ, вставленный в свой замок», имеет возможность проявить присущую ему познавательно-стилевую стратегию в соответствующей среде. Но если круг возможностей ограничен, то и шанс реализации своего таланта будет иметь лишь небольшая часть одаренных людей.
В познании человеком действительности задействован некий комплекс когнитивных способов, но индивидуально оптимальным (если не считать случайный успех) будет, как правило, тот вариант их сочетания, который обеспечивает наиболее эффективную реализацию индивидуально-стилевой стратегии познания. Эти варианты как эффективные стратегии, вероятно, были закреплены эволюцией генетически в качестве реализации механизма исследовательского поведения человека.
Мы предполагаем, что в сознании отдельного индивида имеется оптимальная для него предопределенная познавательно-стилевая стратегия взаимодействия с действительностью. И обнаружить ее можно уже в 4-6 лет! Наши дальнейшие наблюдения позволили свести разнообразные стратегии познания действительности к четырем познавательно-стилевым вариантам.
1-й вариант. «Гармонизаторы бытия». Это дети с очень рано проявляющимся стремлением к самостоятельному (авторскому), оригинальному (хотя и наивному) формулированию общесмысловой сути интересующей их действительности. Им присуще не всегда осознаваемое особое эстетическое чувство гармонии, позволяющее не только стремиться, но и удивительно просто и точно интерпретировать действительность. Можно предположить, что к этому варианту наиболее близки были в детстве Пушкин, Моцарт, Ника Турбина, Надя Рушева и другие рано проявившие себя дарования.
В рамках фестиваля «Зеленый шум» такие дети наиболее охотно принимали участие в проектно-творческой деятельности в рамках турнира «Сказочники и фантазеры».
2-й вариант. «Философы». Таких детей тянет к уточнению сути бытия, а характерной познавательно-стратегической чертой детей-исследователей, а такими в детстве были И.Кеплер, Б.Паскаль, И.Ньютон, Н.Бор, В.Вернадский, А.Чижевский и др., является постоянное стремление к преобразовательному осмыслению некой общепринятой точки зрения. Это теоретики, обосновывающие принципиально новое.
Такие дети среди участников фестиваля «Зеленый шум» больше всего любили турнир «Детективы» (начальная школа) и «Сократовские диалоги» (среднее и старшее звенья).
3-й вариант. «Экспериментаторы». Их страстью является возможность доказательства истинности полученных знаний. Для детей этого варианта оптимальным способом является процесс организации эксперимента, доказывающего обоснованную правоту их точки зрения на действительность. Такими любознательными детьми-экспериментаторами были Г.Галилей, М.Ломоносов, Э.Резерфорд, Н.Вавилов, И.Павлов и др.
Дети этого варианта в нашем фестивале охотно принимали участие в турнирах «Я исследователь», «Убеди меня! (УМ)».
4-й вариант. «Изобретатели, создающие новую действительность». Детям этой группы присуще стремление создавать своими руками «недостающее звено в информационно-функциональной цепи реальности». Такими в детстве были А.Экзюпери, Д.Менделеев, Н.Пирогов, Н.Тесла, Т.Эдисон, А.Туполев, А.Королев и др. Характерной их особенностью является проницательность, которая реализуется в конкретной деятельности. Они, как правило, красиво решают сложные математические задачи, отличаются смекалкой и выбирают направления, связанные с необходимостью улучшать реальность.
Любимыми турнирами для таких детей были «Ритм Зеленограда» и «Ярмарка НТТМ», где они с головой уходили (и успешно решали) ТРИЗовские задачи.
Содержание работы с одаренными детьми, учитывающее их познавательно-стилевые стратегии, с нашей точки зрения, заслуживает самого пристального внимания, так как является оптимальной педагогической технологией раннего проявления их интеллектуально-творческого потенциала. При этом становится реально возможным достижение поставленной перед системой образования цели - развития в детях творческой личности.
Кроме того, становится возможным решение еще целого ряда задач психолого-педагогического сопровождения таких детей:
- минимальная - ознакомить значительное число потенциально одаренных детей с основными продуктивными стратегиями и правилами деятельности в ситуациях незнания (решение творческих задач);
- желательная - вызвать внутренний интерес к углубленному изучению школьных дисциплин как способу самостоятельного познания мира, возможности использования системных подходов при проведении познавательно-исследовательской деятельности;
- перспективная - определить подходящие для данного обучающегося стратегии исследовательских работ, позволяющие ему проводить самостоятельное исследование;
- идеальная - помочь ребенку самоопределиться в выборе достойной жизненной цели и путях ее достижения.

Татьяна ГРАБАРНИК, директор лицея №1557, кандидат исторических наук;
Юрий БЕЛЕХОВ, старший методист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы, кандидат медицинских наук