Зеленоградский административный округ

Социально-педагогическое направление

Социально-педагогическое направление

Данное направление представлено программами социально-психологической и социально-нравственной адаптации («Психология общения», «Теория и практика командной игры («Что? Где? Когда?»)

Образовательная программа «Психология общения» предполагает изучение теоретических основ психологии личности, общения, группы, профессионального выбора и практические упражнения, этюды, диагностические методики, рекомендованные для психологической подготовки Министерством образования и науки РФ, создает реальную основу для формирования у школьников лучших человеческих качеств, развития коммуникативных способностей, что необходимо каждому цивилизованному человеку.

Цель данной программы – способствовать форсированной оптимизации коммуникативных возможностей, необходимых для организации полноценного и продуктивного взаимодействия с другими людьми в практической деятельности и межличностных отношениях, создать возможности для более полного самопознания и самоопределения.

Основные задачи программы:

·        вооружение учащихся системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, группы и социально-психологических ситуаций;

·        познание учащимися своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми;

·        понимание себя как личности и нахождение способов личностного развития, снятие внутриличностных конфликтов и напряжений;

·        формирование умений организации оптимального общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуации;

·        развитие навыков рефлексной и обратной связи.

В работе объединения используются разнообразные формы и методы психолого-педагогической деятельности: ролевые игры, тренинги и деловые игры. Перспективным является включение в психологическое содержание элементов из других предметных и образовательных областей, таких как история, социология, математическая статистика. Практическая часть занятий направленана развитие личности, на формирование эффективных коммуникативных умений и освоение навыков межличностного взаимодействия.

Срок реализации программы 1 год.

Рекомендуемый возраст участников образовательной программы 14-15 лет. Занятия проводятся в 3 группах по 1 часу 2 раза в неделю.

В результате работы по программе учащиеся станут более адаптированными в плане межличностного общения, смогут применять полученные знания о личности, когнитивных процессах на практике.

Для оценки эффективности программы предполагаются следующие этапы:

1 этап: проведение диагностики межличностных отношений Т. Лири (изучение стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей) в начале учебного года. Проведение методики Розенцвейга.

2 этап: проведение вышеназванных методик в конце учебного года. Анализ и обсуждение результатов.

Программа «Теория и практика командной игры» - это, скорее, клуб «Что? Где? Когда?», где ребята с интересом не только проводят свой досуг время, но и учатся мыслить логически и нестандартно, учатся общению друг с другом. Занятия в клубе принимают форму игры. Ведь, играя, дети непроизвольно запоминают информацию, получают знания, учатся выстраивать логические цепочки, ведь именно в игровых формах присутствует главный фактор обучения - активность, а также сопутствующий им фактор - общение. Термин "игра" ассоциируется у многих с такими понятиями, как шутка, смех, удовольствие. Это указывает и на связь этого процесса с положительными эмоциями.

В ходе игры формируется потребность ребенка воздействовать на мир, стать хозяином своей деятельности. Поэтому в игре важен не только результат, но и сам процесс, процесс переживаний, связанных с игрой и игровыми действиями. Эта особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, позволяя программировать чувства детей, ведь через эти переживания можно воспитать положительное отношение к деятельности, учебе, жизни, самому себе. Так что интеллектуальные игры предоставляют огромный простор фантазии педагога и воспитанника в процессе сотворчества.

И это уже не говоря о том, что игры эти необходимы для развития памяти, внимания, воображения, воли, мышления. Всего этого можно достичь различными видами игровой деятельности на занятиях интеллектуального клуба.

Учащиеся, занимающиеся по данному направлению, наиболее активны в школьных мероприятиях, практически ни одно школьное мероприятие не прошло без их участия. Они мобильны, легки на подъем, всегда с интересом откликаются на приглашение принять участие как в концерте, так и представить Лицей на лицейско-гимназическом турнире. Их творческий потенциал не знает границ, ребята свободны и не загнаны в рамки, как правило, это в большинстве своем учащиеся, которые занимаются сразу в нескольких кружках. Отсюда смелость в решениях, гибкость в отношениях не только со своими сверстниками, но и людьми старшего возраста. К каждому творческому делу, будь то сочинение стихов или подготовка проекта, ребята подходят творчески и нестандартно, что дает свои положительные результаты.

Срок реализации программы 2 года.

В 2 группах занимаются ребята 14 – 17 лет.

Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю.

Изучение программы «Теория и практика командной игры поможет обучающимся в решении таких проблем, как адаптация в коллективе, умение применить полученные знания и навыки на практике, быстро принять то или иное решение в ходе интеллектуального штурма и т.д.

В процессе обучения из учеников формируются несколько команд знатоков, которые принимают участие в различных турнирах и фестивалях. В командах не только повышается уровень знаний и навыков игроков, но и налаживаются внутрикомандные связи, взаимопонимание, создается благоприятный психологический климат.