Мои родители были учителями русского языка и литературы. Оба окончили Новосибирский педагогический институт, свою трудовую деятельность начинали в далеком сибирском селе Северное, где учились дети репрессированных родителей. Об этом можно написать отдельную книгу. Мой папа, Сталь Анатольевич Шмаков, прошел все ступени педагогического мастерства - от вожатого до профессора, доктора педагогических наук, академика. Он был влюблен в свою работу, отдавался ей беззаветно. Это не могло пройти для меня бесследно.
Я тоже стала учителем русского языка и литературы. Думаю, что сейчас уже могу сказать с уверенностью, что стала, состоялась. Ведь я работаю в школе уже 33 года! Это немало! А кажется, что все начиналось совсем недавно. Помню, как боялась ошибиться, что-то забыть, не суметь ответить на вопрос ученика, как чувствовала себя неуверенно. Но мне повезло в жизни. Рядом со мной были настоящие учителя, наставники - мои родители. Помню, как меня, молоденькую девчонку (мне был всего 21 год), пригласили работать организатором. Сейчас это завуч по воспитательной работе. Я мучилась, никак не могла решиться. Ведь у меня совсем не было педагогического опыта. А тут надо руководить! Получится ли у меня? Справлюсь ли? В то время у нас гостил Симон Соловейчик - великий журналист, педагог. Он сказал мне мудрые слова: «Соглашайся. Иди и делай то, что ты умеешь. Начни живое дело с ребятами. Остальное придет». И я начала с того, что умела, - организовала в школе агитбригаду старшеклассников. 10 лет я проработала в этой должности! Это было незабываемое время! И всегда мои родители были рядом со мной, разделяли мои профессиональные горести и радости.
Я люблю свою работу, люблю детей. С ними не бывает скучно! Они заряжают, не дают расслабиться! С ними чувствуешь себя молодой и энергичной! Я люблю школу и все, что с ней связано. В моей жизни были моменты, когда я могла поменять место работы. Но никогда я не могла себя представить в каком-то другом качестве.
У моего отца есть замечательное стихотворение, которое посвящено нашей профессии:

У людей не ищу соучастья,
Но замечу, любви не тая:
Если есть настоящее счастье -
Это только работа моя.
Я могу заключить мировую,
Если кто-то поспорит со мной.
Может, равные и существуют,
Выше нет на Земле ни одной…
Эти слова и обо мне. Я убеждена, что профессия учителя самая сложная, важная, прекрасная! Любовь и уважение к учительскому труду мне передали мои самые близкие люди - родители. Я благодарна им за это. Горжусь своей работой! Верю в себя, в добро и в Учителя с большой буквы!
Мой отец - Сталь Шмаков доктор педагогических наук, профессор. Председатель экспертного совета России по делам молодежи, вице-президент Международной ассоциации исследователей «Дети и общество», член президиума Всероссийской организации «Дети плюс», заслуженный учитель России, заслуженный работник культуры, лауреат пяти международных, российских и областных премий в области образования и журналистики, удостоен 48 правительственных и ведомственных наград.
Сталь Анатольевич - человек-легенда, личность уникальных масштабов. Его жизнь - это яркий, полный неожиданностей и творческих поисков путь, в котором было все: блестящий успех и тяжелые разочарования, искания истины и признание. Главное - он всегда искренне любил жизнь, делал добро, был честен, бескорыстен и бесконечно талантлив.
Родился Сталь Анатольевич 17 января 1931 года в Новосибирске, в семье служащих Анатолия Яковлевича Шмакова и Анны Ивановны Смышляевой. Сталь Анатольевич писал: «У меня весьма редкое имя - Сталь (тезку я до сих пор не встретил), оно отражает ту эпоху, когда хотели переделать и изменить все: историю, строй, кумиров, культуру, имена. А тут еще и художественный фильм «Вратарь республики» с песенкой «Закаляйся как сталь».
Словом, родители мечтали о сыне, который будет как сталь. Но у них родились сразу два сына. Первого нарекли Сталем, второго, брата-двойняшку, после долгих дебатов назвали Радием. Сегодня он является крупнейшим конструктором атомных подводных лодок, академиком Санкт-Петербургской академии истории, науки и техники, главным конструктором Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит».
Так, два брата - Сталь и Радий Шмаковы - вошли в историю как еще один пример двойни, подобно Рою и Жоресу Медведевым (родились в 1925 году; оба - крупные ученые в разных отраслях науки).
Наиболее важный след в жизни Сталя Анатольевича оставила мать. Образованная, интеллигентная, она в необыкновенно сложных условиях после ареста мужа смогла воспитать в детях подлинные ценности, высоту духа и патриотизма.
Вообще, в роду Шмаковых было много интересных, сильных личностей. Бабушка Сталя Анатольевича Галина Моисеевна - человек-легенда, романтично настроенная максималистка, увлеченная идеями справедливости и всеобщего равенства. Галина с 16 лет с головой кинулась в омут серьезных, рискованных взрослых «игр». Позже она писала: «Революционный стаж считаю с января 1905 года, то есть с момента, когда начала выполнять поручения подпольной партийной организации города Томска». В Томске прожила до конца 1907 года. Здесь встретила первую любовь: вышла замуж за Якова Васильевича Шмакова, вернувшегося из ссылки, и уехала в город Баготол (на Томской железной дороге). В 1936 году, после ареста сына Анатолия за контрреволюционную троцкистскую деятельность, была исключена из рядов членов партии и снята с работы. А в октябре 1937 года была арестована органами НКВД. Освобождена в 1942 году. В 1956 года была реабилитирована и восстановлена в членах КПСС.
Близкий друг Сталя и его матери Галина Ухова-Алексеенко вспоминала: «Родители Сталя и Радия были первыми пионерами, а потом - комсомольцами на нашей сибирской земле, за что и поплатились одними из первых». В 1937 году отца арестовали. Мальчикам было по шесть лет, больше они его никогда не видели. Молодая, красивая женщина Анна Ивановна Смышляева, мать близнецов, в одночасье потеряла все: мужа, почти всех родных, вещи, работу, большую квартиру. Приобрела же на долгие годы клеймо жены врага народа и постоянный страх, что вот-вот заберут и ее. Тогда мальчики останутся полными сиротами. Она зашивала в подкладки одежды ребятишек записки: «Люди добрые, пожалуйста, не разлучайте близнецов!» Будучи членами семьи врага народа, дети и Анна Ивановна жили у бабушки, в старом домике самого бедного района Новосибирска, в так называемой Нахаловке. «Там-то и прожили мы почти четверть века в шестиметровой утепленной кладовке с маленьким окошком», - вспоминал Сталь, а в одной из своих песен с горькой иронией написал: «Нахаловка - сибирский мой Арбат». Там прошли детские и юношеские годы членов семьи врага народа, лишенцев, преклоняясь перед подвигом своей матери и других таких же бедолаг женщин. Мама была главным поводырем в природу. Она учила своих сыновей играть в шахматы, кататься на «снегурках». Она много читала детям. В их кладовку-комнатку набивались соседские мальчишки, умоляя: «Тетя Нюра, почитайте еще!» И Анна Ивановна дарила детям мир Пушкина и Шекспира, Флобера и Горького. Придумывала незабываемые новогодние елки.
Последний год, почти потеряв зрение, она писала с лупой. Какая ей нужна была отвага, чтобы в эпоху серой осторожности, подозрительности сохранить себя! Она звеняще говорила: «Три к носу, рыжий! Хороших людей больше, что бы там ни болтали разные циники. Благодаря лучшим людям ценна жизнь».
Анна Ивановна Смышляева-Шмакова ушла из жизни 27 марта 1992 года, прожив почти 85 лет. В последнем письме-завещании она написала: «Мои дорогие сыновья, внучки и внуки и чудесные друзья, прощайте. Не поминайте лихом и не горюйте - это жизнь. Берегите себя. Я - самая счастливая мать…» На ее могиле в Липецке стоит памятник с короткой надписью: «Лучшей матери. Сыновья».
В 1948 году Сталь Анатольевич поступил на факультет русского языка и литературы Новосибирского государственного педагогического института. Окончил его через два года - в 1950 году. С 1950 по 1952 год обучался на историко-психологическом факультете того же вуза, по окончании которого был направлен в один из самых отдаленных районов Новосибирской области - Северный. В школе села Северное Сталь Анатольевич познакомился с уникальными людьми, сосланными в Сибирь за то, что имели родственников, неугодных режиму.
Тогда юноша свято верил всему, что приказывала партия. Но общение с «ссыльными» не могло пройти даром, вырабатывалась способность сопоставлять и анализировать факты, делать самостоятельные выводы.
Работал Шмаков страстно, яростно и безумно талантливо. Новогодние праздники в далеком бедном селе школьники превращали в многодневные карнавалы, в школьном дворе создавался целый пантеон больших ледяных скульптур.
Яркий, незаурядный талант сразу привлек к нему внимание окружающих. Вскоре Сталь Анатольевич стал директором школы, написал свою первую книгу. В те годы «Мосфильм» снял о нем документальный фильм «Сельский учитель».
Тогда же Сталь Анатольевич начал разрабатывать тему досуга школьников, которая лейтмотивом пройдет через всю его жизнь.
Влияние Шмакова на практическую педагогику велико и еще не до конца осознано.
Сталь Анатольевич, великий педагог России, состоялся, вырос, обрел крылья и многочисленных друзей, учеников, поклонников в Новосибирске. Именно в Новосибирске многое было сделано впервые, что затем было подхвачено и распространилось по всей стране. С именем Сталя Анатольевича связаны открытия в педагогике детского движения, исследования педагогических возможностей игры, педагогики досуга. Именно в Новосибирске осуществлялась идея организации зимних детских лагерей как сбора оптимистов пионерского движения - по-шмаковски вдохновенно, доброжелательно, ярко, необыкновенно, с выдумкой.
Когда появилась идея создания в стране второго всесоюзного детского оздоровительного лагеря, подобного «Артеку», Сталь Анатольевич был приглашен правительственной комиссией в рабочую группу для выработки концепции лагеря, вместе с комиссией выбирал для лагеря место, придумывал название «Орленок», разрабатывал идеологию, символику, методики, иначе говоря, был одним из тех, кто создавал «Орленок» жаром своих сердец, безудержной творческой фантазией и юным романтизмом. «Орленок» стал любовью и частью судьбы Шмакова, его ожившей мечтой.
За многое годы через школу «Орленка» прошло столько уникальных людей, что имена их могут составить приличный пантеон славы для страны.
С 1963 года, после знакомства с педагогом-новатором К.А.Мос­ка­лен­ко, Сталь Анатольевич переезжает в Липецк. С этого времени вся его жизнь связана с Липецким государственным педагогическим институтом. Старший преподаватель, доцент, профессор, он возглавлял факультет физического воспитания и НВО, позже - факультет по работе с иностранными студентами, кафедру теории и методики воспитательной работы, кафедру социальной педагогики.
В Липецк Шмаков приехал зрелой, сформировавшейся личностью. Он много умел, много хотел от жизни, был готов работать творчески и с полной самоотдачей.
То, что удалось тогда Сталю Анатольевичу, - феномен, который требует не только изучения, но и высочайшей оценки. Он смог не только повлиять на мальчишек, переориентировать их на позитивные дела, но и воспитать из правонарушителей великолепных ребят, которые до конца жизни ценили их дружбу и благодарили судьбу за встречу со Сталем. Майор Ю.Н.Ползиков, в прошлом куратор Усманской воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей (Липецк), так описывает годы своей юности:
«Я держу в руках почетный знак «За отличную службу в МВД», которым меня наградили по личному распоряжению начальника УВД, и думаю: а если бы в свое время на моем жизненном пути не встретился Сталь Анатольевич, что бы со мной было?
В 60‑е годы подростки рабочего поселка под звучным названием «Свободный сокол», что на окраине Липецка, часто объединялись в группировки, где царили свои достаточно жесткие правила и законы.
Сталь пришел один. Был разговор. Как смог он войти в наше доверие - не знаю, не могу передать. Наверное, это одна их невыразимых педагогических тайн. Но мы поверили ему. Так возник наш цирк «Арена смелых», и С.А.Шмаков с А.В.Павловым смогли объединить нас в оперативный отряд по типу кимовцев. Новая жизнь захватила своей реальностью, захотелось учиться.
Одна из интереснейших страниц его липецкой жизни - участие в создании концепции детского оздоровительного лагеря «Прометей». «Прометей» был построен Новолипецким металлургическим заводом для отдыха детей металлургов, а С.А.Шмаков и Э.И.Меламуд сделали его уникальным центром распространения воспитательных технологий.
В «Прометее» родились или получили завершенный вид множество идей, которые сегодня знакомы каждому педагогу. В их числе - знаменитые сборы. Сборы - удивительная идея Шмакова, своеобразные концентрированные тренинги, которые проходят вожатые-студенты перед педагогической практикой. Банальная задача - подготовка студентов педагогического вуза к летней педагогической практике - в условиях оздоровительного лагеря превратилась в уникальную по форме и по содержанию авторскую модель профессиональной подготовки молодых специалистов. Создавал Шмаков вожатский, «комиссарский» отряд, лично подбирая молодежь, создавая коллектив единомышленников.
Он ушел из жизни, едва не дожив до 70 лет. На его могиле написаны слова из его песни: «Человек настоящий сгорает до полного тла, добрым людям тепло оставляя на добрую память». Эти слова были девизом жизни Сталя Анатольевича Шмакова».
Как же многогранна, лучиста была личность этого человека, если и сегодня он живет в каждом своем ученике!

Юлия ДОНЕЦКАЯ,
учитель русского языка и литературы школы №1557