Информационно-коммуникационные технологии, конечно же, использовались педагогами дошкольного образования и раньше. Однако методики организации дистанционной работы разработано не было, так как не возникало потребности в обеспечении такого полномасштабного дистанционного обучения, какое мы наблюдаем сегодня.
В связи с этим крайне важно сегодня делиться накопленным опытом организации такой работы.
Нашим педагогическим коллективом была разработана матрица взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса. Матрица позволяет реализовать единый подход к реализации образования наших дошкольников и спланировать занятия с учетом единых требований и форм работы.
Мы постарались максимально сохранить для детей тот режим, который соблюдался в детском саду до введения режима самоизоляции. Так, по утрам в будние дни у нас проводится плановая онлайн-встреча с родителями. Это так называемая пятиминутка, в ходе которой воспитатели и родители ребят приветствуют друг друга, обсуждают текущие вопросы, ставят цели и задачи на предстоящий день.
Затем проводится утренняя зарядка. Для этого используется видеозапись занятий с воспитателями по физической культуре. Упражнения универсальны и предназначены как для детей, так и для взрослых.
После утренней зарядки мы плавно переходим к образовательным занятиям с использованием образовательных платформ Zoom или Free conference call. При проведении каждого такого занятия важно соблюдать санитарно-гигиенические требования: продолжительность его для детей младшего школьного возраста не должна превышать 10 минут, для старшего дошкольного возраста - 15 минут.
После того как занятие с воспитателем завершилось, родители занимаются с детьми самостоятельно. Чтобы помочь им эффективнее и полезнее организовать это взаимодействие, мы предлагаем различные материалы оздоровительной, познавательной, художественно-эстетической направленности, в том числе в видео- и аудиоформате.
Во второй половине дня для старших дошкольников мы дополнительно проводим онлайн-занятие по финансовой грамотности.
Вечером воспитатели обязательно получают обратную связь от родителей: обсуждают с ними возникшие вопросы, вместе радуются успехам, делятся впечатлениями и подводят итоги дня. Поговорить есть о чем, ведь ребята приобретают новые навыки и впечатления, пробуют новый вид коммуникации, а во время занятий что-то у них получается, а что-то - не очень. У каждого родителя есть возможность взять слово, а также обменяться опытом с другими родителями.
Один из самых приятных моментов завершающегося дня, который высоко оценили родители и ребята, - это сказки на ночь. Их включают детям перед сном родители, а готовят эти аудиозаписи сами воспитатели. Каждую такую сказку и ее продолжение дети ждут с нетерпением.
Важно отметить, что все занятия, сказки, трансляции сохраняются в записи. Это позволяет родителям вернуться к любому занятию в свободное время, если по каким-либо причинам они пропустили онлайн-трансляцию или были вынуждены прерваться.
В режиме онлайн работают и наши учителя-логопеды. Записываются на видео артикуляционная гимнастика, логопедические сказки с упражнениями, проводится логогимнастика. Как и на обычные занятия, логопеды приглашают ребят в онлайн, но есть также возможность посмотреть занятие или консультацию в записи. Проводится как групповая работа в режиме видеоконференции, так и индивидуальная с каждым ребенком (через образовательные платформы).
В этот период, когда все мы продолжаем работать и заниматься в онлайне, как никогда, востребованы консультации, занятия, тренинги с педагогом-психологом. У родителей сегодня особенно пользуются популярностью консультации по вопросам самоорганизации и планирования деятельности ребенка в условиях самоизоляции.
Все занятия, которые проводят психологи и логопеды, носят добровольный характер и являются факультативными. Однако, несмотря на это, с каждым днем к ним подключается все больше слушателей. Наши родители становятся все более активными и охотно обсуждают актуальные вопросы.
Для того чтобы оценивать образовательные результаты и достижения детей в условиях дистанта, мы разрабатываем календарно-тематическое планирование деятельности по неделям. В презентационных материалах, которые еженедельно предлагаются родителям, представлены различные ресурсы для дополнительных видов активности в целях всестороннего развития детей.
Наши педагоги ежедневно завершают день самоанализом работы в дистанционном режиме. Для этого разработан чек-лист в сервисе «Гугл-формы», где фиксируются все онлайн-мероприятия для детей и их семей: количество участников, темы. Такого рода самоанализ способствует общей организованности и самоорганизации и существенно облегчает работу в сложившихся условиях как педагогам, так и администрации, а внесение данных не требует значительных временных и ресурсных затрат, что также немаловажно.
Первые выводы, которые мы можем сделать, поработав в условиях дистанта, вполне оптимистичны: мы рассчитываем, что весь комплекс предпринятых нами мер и действий позволит получить качественно новый опыт обучения и развития детей и взаимодействия с их родителями в формате дистанционного обучения, с которым ранее нам не приходилось иметь дело. Но поскольку реалии жизни вносят свои коррективы, мы постарались как можно быстрее адаптироваться и начать взаимодействовать друг с другом и с нашими семьями как можно более гибко и мобильно. Уже сейчас мы видим первые положительные результаты дистанционного обучения и можем смело говорить о том, что будем продолжать работать в данном формате с детьми, которые по тем или иным причинам не смогут посещать детский сад. Таким образом, мы обрели возможность организовать непрерывный образовательный процесс буквально для всех.
Помимо всего вышеперечисленного работа в подобном формате, на мой взгляд, способствует сплочению коллектива и обеспечивает едва ли не более тесную взаимосвязь между дошкольными группами школы и семьей. Весь коллектив работает слаженно, как единая команда, никто не остается в стороне. Многие из коллег неожиданно раскрылись с новой творческой стороны или проявляют больше инициативы. Мы вместе! А это главное.
Надежда ВОРОБЬЕВА,
старший воспитатель школы №1557 имени П.Л.Капицы