#Увлеченныесрединас Каникулы? Нет, не слышали. Роботов делаем! 13.08.2019

​Есть у нашей школы №557 имени П.Л.Капицы такой хештег в соцсетях - #увлеченныесрединас. Это обо всех наших ребятах и педагогах, кто всерьез увлечен чем-либо - художественным или техническим творчеством, олимпиадным движением, спортом, научными исследованиями… В том числе это и о наших юных робототехниках.

Если раньше занятие это казалось чем-то сложным, для избранных - одаренных в техническом направлении мысли, то сегодня робототехникой наши дети начинают заниматься еще в дошкольном возрасте. Занятия эти, конечно, вовсе не сезонные, потому что не только во время учебного года роботов можно и нужно создавать! Напротив, летом это делать еще интереснее, потому что от школьных занятий ребята свободны и в буквальном смысле ничто их от любимого увлечения не отвлекает. Такая смена деятельности приносит свои плоды.
Лето 2019 года не стало для наших ребят исключением.

О том, как далеко (в буквальном смысле) может завести увлечение робототехникой
Так, восьмиклассников Артема и Максима, составивших команду нашей школы Master Unit, робототехнической волной занесло не куда-нибудь, а аж в Париж! Там наши юные робототехники заняли 3‑е место в Международном финале робототехнических соревнований Eurobot - одного из многих проходящих ежегодно в мире робототехнических соревнований. Международное движение Eurobot по популярности входит в тройку мировых лидеров. У этих соревнований две компетенции - Open и Junior, в которых допускается участие соответственно до 30 и 18 лет. У участников есть 6 месяцев для подготовки к соревнованиям в соответствии с заданием, которое ежегодно меняется. На самих соревнованиях в течение 100‑секундного матча две команды конкурируют за ресурсы на игровом поле, стремясь набрать максимум баллов. Ограничений по техническим решениям, которые можно применять при постройке роботов, нет, за исключением очевидно опасных для окружающих. Простор для творчества огромный! Ученики нашей школы участвуют во всех этапах соревнований, начиная с отборочного московского и заканчивая международным финалом во Франции. В сезоне 2019 года честь нашей школы на Евроботе защищали стразу три команды. Арсений и Дмитрий, ученики 9‑го класса, третьеклассница Варвара и восьмиклассники Артем и Максим. Все команды отлично подготовились и достойно выступили: прошли отбор и были допущены к участию в российском финале. При этом команда Master Unit, заняв 2‑е место на московском этапе и 3‑е место - на российском, получила возможность принять участие в международном финале в Париже, где также заняла 3‑е место.

Летняя смена и робототехника. О тех, у кого Париж и международные соревнования еще впереди
«Форма организации образовательного процесса» на языке педагогики может означать самые разные варианты проведения занятий: урок, мастер-класс, лекция, семинар, экскурсия, погружение… Какой вариант выбрать для занятий по робототехнике в летнем школьном лагере?
Особенности летней группы заключаются в том, что посещают ее дети из разных школ, разного возраста, с разным уровнем знаний, причем большинство ребят пока еще весьма поверхностно знакомы с робототехникой. Таким образом, в летнем лагере мы имеем достаточно веселую компанию, настроенную (угадайте с первого раза!)… правильно, на каникулы. То есть на отдых - новые впечатления, развлечения, знакомства. Какие же педагогические условия мы для них создадим? Какое организуем пространство, какие кадры привлечем, каким содержанием наши робототехнические занятия наполним?
В качестве пространства для начального школьного возраста мы выбрали ни много ни мало кабинеты инженерных классов - самые высокотехнологичные в школе, которые в обычное учебное время предназначены для старших предпрофессиональных классов. Интерьер этих кабинетов (солидные лабораторные столы, измерительные приборы, детали роботов, электроника) сразу же произвел неизгладимое, а главное - мотивирующее впечатление на ребятишек.
Осознавая, что отбор содержания и средств обучения очень важен, мы, конечно же, не хотели, чтобы занятия в рамках летнего лагеря прошли зря или, что еще хуже, оставили негативное впечатление о робототехнике как о чем-то скучном и непонятном (или слишком простом, что, конечно же, обманчиво). Задача на самом деле далеко не тривиальная. Например, конструкторы «Лего» очень хорошо систематизированы по возрастам, но как следствие не так уж хороши для смешанной группы (для кого-то из ребят окажутся сложными, для кого-то - слишком простыми). И к тому же нам очень хотелось предложить ребятам что-то новое.
И вот тут у нас есть повод для гордости, ведь в нашей школе достаточно разнообразный выбор робототехнических конструкторов. Для занятий в летней смене мы выбрали такой вариант, который достаточно легко собирается, прост и быстр в обучении и, самое интересное, программируется и управляется… со смартфона! И конечно же, необходимы соревнования роботов, где дети сами строят лабиринт, сами придумывают задания, сами судят.
Но не робототехникой единой… Игровое программирование и алгоритмика - вот еще одна подходящая тема! Родители жалуются, что ребенка не оттащить от Майнкрафта? Обыгрываем ситуацию, используем специальную программную среду, и игра превращается… в самое настоящее программирование. Ведь именно в этом возрасте у ребенка складывается образ, что такое компьютер: развлечение, интерес и польза либо скучное кнопконажимательство.
А еще в лагере были занятия по интеллектуальному соревнованию с компьютером, роботоанатомия, арт-механика, моделирование с помощью 3D-ручек.

Кто же объединил в единый живой и интересный процесс детей, пространство, материальные и программные сущности? В этом году робототехническое направление в нашей летней образовательной смене возглавил Владислав Кравченко. Защитив диплом магистра в НИУ МИЭТ, он пришел к нам с хорошим настроением, новыми идеями и уже имеющимся инженерным опытом. Умный студент сегодня времени зря не теряет и выходит из института не потенциальным, а готовым специалистом! Таким кадрам самое место на кафедре технологии в нашей школе. А еще, что немаловажно, какой пример для ребят!

Руслан НИГМАТУЛИН,
учитель технологии, программирования, алгоритмики школы №1557 имени П.Л.Капицы;
Алексей ГРОМАКОВ, отец обучающегося

ИСТОЧНИК