На мой взгляд, родители, дети, учителя, администрация школы представляют собой единый механизм, дающий сбой при неполадках в любом из звеньев.
Так кто же такие мы? В основном мы - это дети, получившие образование еще в СССР. Кто-то из нас успел стать октябренком, кто-то пионером и даже комсомольцем, но даже те, кто ничего этого не успел, учились еще в той, старой школе. В нашем школьном детстве мы все в разных уголках страны учились по единой программе, сидели за одинаковыми партами и носили одинаковую форму и портфели, а наши родители узнавали о событиях в школе из записей, сделанных красной ручкой в дневнике. У многих из нас родители за 10 (11) лет нашего обучения бывали в школе только два раза - на линейке в 1‑м классе и на выпускном вечере. Кто именно преподавал у нас математику или географию, мало кому было интересно, важен был итог - поступление в вуз, желательно хороший.
И вот мы выросли, получили образование, создали семьи и, каждый со своим жизненным багажом знаний и опыта, привели своих детей в школу. А в школе все уже совсем не так, как было 15‑20 лет назад. Школы в последние годы стремительно развивались, ведь от системы образования потребовали подготовки будущих высококвалифицированных кадров, профессионалов, за которыми будущее страны. Да и методики преподавания не стояли на месте, а менялись и развивались с учетом бурных изменений в современном мире высоких технологий.
И возникает вопрос: а имеем ли мы сегодня право вмешиваться в образовательный процесс, давать советы учителям, спорить с администрацией, требовать решений в том ключе, какими их видим мы со своей стороны?
Многие скажут: «А почему бы и нет? Многие родители люди образованные и знают, что говорят». Другие добавят: «В Интернете полно информации, можно разобраться самим, что к чему». А еще можно обратиться к средствам массовой информации, и окажется, что «не все учителя такие уж профессионалы, да и ведут себя не всегда правильно».
Согласитесь, все это неоднозначно. Конечно, много надуманного, раздутого, высосанного из пальца, на деле не стоящего выеденного яйца. И потом, учителя такие же люди, а каждый человек имеет право на ошибку. Правда, порой эти ошибки дорого обходятся...
Вы скажете: «Но как же так? Ведь образование - это услуга, которую моему ребенку предоставляет государство. Как родитель я имею право контролировать ее качество». Конечно. Только ответьте: как вы контролируете процесс производства любого из продуктов, потребляемых в вашей повседневной жизни? Ходите с проверками на заводы? Даете советы технологам, директорам? Или перед поездкой устраиваете проверку машинисту электропоезда? Думаю, нет. Тут все проще: если вам что-то не нравится, вы этот продукт не покупаете и выбираете другого поставщика услуг.
Но почему бы нам не поступать подобным же образом и в школе? Не нравится образовательная организация - выбираем для своих детей другую, которая будет устраивать больше. Выбирая школу, мы можем выбрать программу обучения, иногда даже учителя в начальной школе. И все. Корабль под названием «Школьная жизнь» отправляется в долгое плавание. А мы как ответственные родители на протяжении всего пути помогаем нашим детям и поддерживаем их - следим за их здоровьем, успеваемостью и посещаемостью, обеспечиваем всем необходимым и воспитываем! Ведь именно за семьей приоритет воспитания ребенка!
Вот она, зона нашей ответственности в выбранном нами учебном заведении. За все остальное отвечает школа в лице ее руководителя и коллектива профессиональных педагогов. Школа сегодня совсем другая, но ведь и времена изменились. Это тоже нужно принять. Школа никогда уже не будет такой, какой она была в нашем детстве. Нам остается только довериться, как это делали наши родители.
Еще одна грань взаимоотношений, возникающая во время обучения наших детей, - это возможные конфликты с учителями или администрацией. Бывают и более сложные ситуации - конфликты между учителем и его работодателем - администрацией школы. Как нам правильно себя повести в этой ситуации? Чью сторону занять? Имеем ли мы право активно вмешиваться в конфликт, который лежит в плоскости трудовых отношений? Чью сторону должны занять в этом случае родители учеников? А если уходит любимый учитель? Как его защитить и нужно ли, если нам кажется, что это крайне необходимо? (На самом деле это большой вопрос.)
Помогаем ли мы или мешаем, вмешиваясь во внутренние процессы в школе со своим видением, которое нередко отличается от видения администрации школы? Ведь учитель может внезапно уйти из школы по самым разным причинам и имеет на это право, а трудовые споры решаются в соответствии с законодательством... Не говоря уже о том, что и наши собственные взгляды могут изменяться в процессе развития ситуации. И что самое плохое, невольно в эту ситуацию вовлекаются наши дети. Нам кажется, что мы защищаем их интересы, но на самом деле дети волнуются и переживают не меньше нас и, не имея большого жизненного опыта, оказываются гораздо меньше защищены, чем мы, взрослые. В такой ситуации очень легко совершить воспитательную ошибку…
Мое мнение, мой ответ на все эти вопросы заключается в том, что основная задача родителей - поддерживать в первую очередь своих детей. Это лучшее, что мы можем сделать в любой спорной ситуации в школе. А во всем остальном - просто постараться всегда оставаться Человеком!
А еще нам всем очень нужна консолидация. В нашей школе в начале нового учебного года были созданы родительские экспертные советы. Представители от классов напрямую общаются с администрацией школы, выступая в роли партнеров и доброжелательных критиков.
Возможно, общение в таком формате поможет избежать конфликтных ситуаций, разрешать вопросы и предвосхищать споры и столкновения интересов. А главное - это поможет нам объединиться.
Администрация и учителя - профессионалы в педагогике и управлении. Мы тоже профессионалы в своих областях. Наш опыт и знания могут помочь разрешить ту или иную ситуацию. Главное - чтобы мы были заодно. Ведь у нас общий интерес, который объединяет, - наши дети, которым нужно самое лучшее воспитание и образование и у которых впереди бесконечное число возможностей.

Ирина НИКОНОРОВА, мама обучающихся 2, 6 и 10‑го классов школы №1557 имени П.Л.Капицы