Я научился говорить, прежде чем понимать, о чем говорю. Я имею в виду, что я мог пересказывать сказки, не понимая, о чем они. Это помогло мне с произношением, но помешало учить правила языка. Перед олимпиадой мне, например, пришлось очень хорошо выучить, как образуются времена в английском языке. К счастью, я быстро схватываю, и много времени на это не ушло. С моим школьным учителем английского языка Натальей Михайловной Соловьевой мы готовились по олимпиадным заданиям предыдущих лет, учили идиомы, страноведение и много писали. Навыки письма и страноведение пригодились, но задания Use of English в этом году поменялись.
Задания прошедших олимпиад были более стандартными и фокусировались на школьной грамматике. Новые же задания больше внимания уделяют тонкостям английского языка и требуют более глубоких познаний от участников. В этом году аудирование и чтение (Listening and Reading) не изменились. Из неожиданного в Use of English нам попались кроссворд и каламбуры (puns). Многие оказались совершенно не готовы к этому. Но это еще не все изменения. Writing тоже радикально поменялся. В предыдущие годы критерии выдавали каждый год, и можно было предсказать, что нас ожидает. В этом году нам ничего не дали и рекомендовали вчитываться в задание. Необходимо было написать историю (story) по отзыву (review), в котором были зашифрованы критерии. Некоторые критерии были, на мой взгляд, несправедливо конкретными, как, например, критерий про заголовок, слово «luck» и иронию. Многие, включая меня, потеряли на нем 2 балла, не придав особого значения заголовку, так как раньше никогда не ставили больше балла за заголовок, не говоря уже о 3. Зато, поскольку мы были первыми, проверяло наши работы жюри лояльно, за что им человеческое спасибо.
Что нужно знать
Я уже говорил про тонкости языка, и у вас мог возникнуть вопрос: «Откуда ты их знаешь и как их узнать нам?» Честно говоря, я не могу дать формулу успеха по типу «читайте то-то и смотрите то-то», так как это язык, и он такой обширный и так быстро меняется, что нет универсального источника информации. Язык надо чувствовать, понимать. Я могу лишь предложить учить английский интересным путем: за счет просмотра популярных фильмов и сериалов в оригинале, просмотра упомянутых мною YouTube-каналов, чтения книг, прослушивания подкастов и слов любимых песен на английском. Отдельный совет хочу дать по поводу книг. Нынче читать литературу может показаться не так интересно или полезно, поэтому я советую читать то, что пригождается в жизни. Например, такие темы, как финансовая независимость (Rich Dad Poor Dad), управление привычками (The Power of Habit), борьба с прокрастинацией (iProcrastinate Podcast), умение социализироваться (How to Win Friends and Influence People), литература по специальности и различная self-help литература. Для нахождения книг советую пользоваться форумами платформы Reddit. Это сообщество очень дружно и всегда готово поддержать или помочь советом.
Команда Москвы
Хочу отметить команду Москвы и выездную школу. Быть частью самой большой команды очень помогает морально. И еще нам выдали классные толстовки.
Я очень благодарен преподавателям и организаторам, которые всегда были рядом, готовили и поддерживали на этапах подготовки и проведения олимпиады. Я также повстречал много единомышленников, с которыми подружился. Всеросники - это будущая интеллектуальная элита России, они очень развитые, трудолюбивые и целеустремленные. Я всем советую участвовать в выездной школе, чтобы не только подготовиться к олимпиаде, но и зарядиться этим стремлением к победе. Это замечательный, дружный и веселый коллектив!
Андрей ВЛАДИМИРОВ, выпускник школы №1557 имени П.Л.Капицы, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку