У нас появились инструменты - мы придумали им названия, возникли общественные институты - мы начали их классифицировать, обнаружились факты, порождающие множество вопросов, - мы стали их изучать. В общем и целом человечество идет вперед семимильными шагами, а значит, вопрос о выживании формально решен. С другой стороны, сталкиваясь с заведомым неравенством возможностей, сломанными социальными лифтами, безграничным богатством одних и непроглядной бедностью других, невольно задумываешься о качестве этого решения.
Первое требование окружающего мира к человеку - это взаимодействие с обществом. Эффективность этого взаимодействия обусловлена выполнением ряда норм, одна из которых - принятие идеи о повышении собственного благосостояния. Сама по себе она не так уж и стара. В общем своем понимании и повсеместном распространении она была сформулирована одновременно с появлением рыночных структур.
Классическая экономическая школа описывала рынок как самоорганизующуюся систему, обладающую совокупностью механизмов, в которые государственным органам лучше не вмешиваться. Это описание приводит к ассоциации с шахматной партией: фигуры можно двигать как угодно, но только соблюдая ряд ограничивающих правил, в ином случае мы перестанем играть в шахматы и начнем играть теми же приспособлениями, но уже во что-то другое.
Действие ради благосостояния - цель, которую нам спускает рынок, - долгое время считалось порочным. Современный же человек, если смотреть на него в разрезе, видит уклад, довольно органично вписывающийся в социальное мировоззрение. Представитель общества и рыночная система сливаются в сложный симбиоз, получить выгоду в котором можно лишь за счет выгоды, приносимой окружению.
Это описание вселяет надежду. Но наш мир уже давно бы превратился в место действия утопического романа, если бы все процессы в нем происходили по инструкции. Эффективная система всегда привлекательна для паразитирования, и рынок не исключение. На всем продолжении его существования с завидной периодичностью появлялись и развивались отростки, пытавшиеся взломать благотворные процессы, и лестницей для их подъема служили потребители. С течением времени эти организации становились все изощреннее в выборе инструментов, и каждый раз перед обществом вновь вставала проблема их выявления и искоренения. Все чаще мы приходим к выводам о том, что проще и эффективнее бороться с ними в зачаточной стадии, лишая их пищи, роль которой берут на себя общественные средства, время, а иногда и человеческие судьбы.
Мощной дубиной, которой люди загонят себя в светлое рыночное будущее, станет понимание законов финансового мира основной нашей массой. Формирование мышления идет рука об руку со школьным образованием, и мы все отчетливее видим перед собой необходимость внедрения элементов нового предмета, а затем его обособления. Все чаще в стенах школы звучит его название - «Основы финансовой грамотности».
Становление и развитие чего-то нового в системе образования никогда не проходит гладко. Даже сейчас в консервативных учреждениях идут споры об актуальности этих нововведений. Но все они легко снимаются пониманием одной простой мысли: социальный опыт человека в школьные годы достается бесплатно, а вот взрослым за свои ошибки придется дорого заплатить. Временем, деньгами, нервами и, самое главное, здоровьем.
При внедрении и апробации всевозможных методик преподавания мы используем самые разнообразные инструменты. Но важно помнить: нашей целью не должно являться освоение толстых и пыльных кодексов и справочников. Достаточно того, что у потенциального пользователя рыночных услуг при появлении сверхзаманчивого предложения возникнет ряд обоснованно вытекающих вопросов, а катализатором их возникновения должен стать урок, полученный на школьной скамье.
Ассоциации тем прочнее укореняются в наших головах, чем разнообразнее род деятельности, в ходе которой происходит обучение. Построение гипотез, дискуссия, анализ результатов - все это инструменты, сопутствующие рассмотрению проблемы с разных сторон. Основы финансовой грамотности, отличающиеся новизной содержания, должны также обладать новизной формата и оценки качества усвоения. Эффективность этого предмета не зависит от количества его часов в неделю. Здесь уместнее говорить о глубине рассмотрения охваченных тем, для обеспечения которой больше подходит скорее формат погружения. Усвоенная информация без периодического применения рано или поздно забудется. Но если тема охвачена максимально полно и, что важно, одномоментно, в мыслях выстраивается вереница неосязаемых аналогий, и нам достаточно будет даже небольшого информационного раздражителя, чтобы сработал принцип домино.
Попытка пересказать материал любого отдельного урока в школе (если вы не прошлогодний выпускник), вероятно, закончится для любого из нас провалом. Тем не менее мы все умеем читать, складывать числа, выражать свои мысли и решать повседневные задачи. В этом нет никакого противоречия, ведь задача школы - воспитание целостной личности. Вопрос лишь в том, какие критерии целостности будут выдвинуты обществом через пять-десять лет. Он требует глубокого понимания, ведь учителя буквально держат в своих руках будущее. Каждый находит для себя отдельные ветви в рассуждениях о характеристиках сформированного человека. Вместе с тем от мнения к мнению большая часть этих характеристик будет пересекаться и сплетаться в одно ядро, важными компонентами которого выступят экономическое мышление и финансовая грамотность.
Я руководитель школьного проекта «Финансовая грамотность», преподаватель экономики и финансовой математики в рамках дополнительного образования, организатор площадок фестиваля финансовой грамотности, ведущий открытых уроков и приглашенный эксперт дискуссионных площадок, радиопередач по теме финансовой грамотности, в том числе на МособрТВ совместно с издательством «Просвещение», лауреат гранта Правительства Москвы на проведение мероприятий по теме финансовой грамотности. Считаю, что знания и социальный опыт дети в школе получают бесплатно, а вот за ошибки во взрослой жизни приходится платить. Уверен, что предмет, отличающийся новым содержанием, должен обладать и новым форматом.
Павел РЫБНИКОВ, учитель математики и экономики школы №1557 имени П.Л.Капицы