За короткое время проект приобрел такой размах, о котором его инициаторы – депутат И.Белых, дирекция школы и музея – наверное, и сами не мечтали. Проект поддержал не только Департамент образования Москвы (что естественно), но и департаменты культуры, культурного наследия, спорта и туризма, труда и социальной защиты.
К движению присоединились уже больше двух десятков школ, в т.ч. несколько зеленоградских, Государственный центральный музей современной истории России, Центральный музей Великой Отечественной войны, Государственный музей А.С.Пушкина, Государственный литературный музей. Подключаются и вузы – первым стал Институт русского языка и литературы им. А.С.Пушкина.
На презентации выступил главный археолог Москвы Леонид Кондрашов. Он также высказал заинтересованность в проекте и предложил школьникам не только проводить экскурсии, но и самим участвовать в восстановлении истории города. А депутат Государственной Думы, олимпийская чемпионка Светлана Журова сообщила, что в настоящее время работает над запуском проекта в Ленинградской области.
Пошла цепная реакция: чем больше школ, музеев, организаций вовлекаются в это движение, тем шире о нем становится известно, а приток новых участников возрастает в геометрической прогрессии.
– Что привлекает ребят к проекту? – говорит Карина Квазем, руководитель музея «Наш мир вчера, сегодня, завтра» лицея №1557. – Во-первых, статусность: проект инициирован депутатом Государственной Думы, что переполняет ребят осознанием важности этого дела. Во-вторых, проект – это новая площадка, если хотите, сцена, которая дает возможность продемонстрировать свои таланты. И, наконец, участие в проекте – это как бы прививка любви к своему городу.
За неделю до презентации учащиеся лицея №1557 провели экскурсию по Старому Арбату. Окунаясь в историю, литературу, архитектуру, ребята разрабатывали маршруты экскурсий: «Москва историческая», «Москва героическая», «Москва театральная», «Москва – дом наш, многонациональный и многоконфессиональный». Интересно было наблюдать, с каким азартом они искали формы ведения экскурсий, с каким увлечением их проводили!
Ученики зеленоградских школ №№1739 и 609 рассказали, что приняли участие в акции «Путь солдата» накануне Дня Победы, и в Екатерининском парке, откуда стартовала акция, своими глазами увидели в действии проект «Московский экскурсовод». После этого ученики и их родители сами заявили: «Мы тоже хотим участвовать!». В результате было разработано два маршрута: в школе №1739 – по аллее скульптур С.Манцерева, а в школе №609 – по рубежу обороны Крюково.
– Работа экскурсовода для нас не новая. Мы имели опыт в наших школьных музеях народного быта и военно-историческом. Поэтому когда мы узнали о проекте, конечно, сразу решили принять в нем участие, – рассказывает ученица 5«Б» класса школы №1739 Даша Меркутова. – Но проведение экскурсии на открытом воздухе стало новым опытом. Было очень приятно, когда на аллее скульптур даже случайные прохожие останавливались и присоединялись к экскурсии.
А юные экскурсоводы школы №609 провели автобусную экскурсию «Зеленоград – свидетель памятных боев» для ветеранов педагогического труда и ветеранов – детей войны. Теперь не ветераны школьникам, а школьники ветеранам рассказывали о событиях той далекой уже эпохи.
Это значит, что связь поколений не прервется, что историческая память города будет сохранена.
И, кстати, многие школьники-экскурсоводы отмечают, что оценки не только по истории, но и по другим предметам резко пошли вверх! А это, наверное, один из важнейших результатов проекта.