Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Участник проекта "Инженерный класс в московской школе"
Участник проекта "Кадетский класс в московской школе"
Участник проекта "Курчатовский проект в московской школе"
Участник проекта "Медицинский класс в московской школе"
Участник Городского проекта «Школа Новых Технологий»
Знак «Территория социального партнерства»
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Зеленоградский административный округ

Учитывать интересы каждого ребенка

Как реализуется проект «Московская электронная школа» в Зеленограде и другие ответы на вопросы журналистов окружной газеты "41".
16 МАР 2018 10:47

Учитывать интересы каждого ребенка

Учитывать интересы каждого ребенка

В столице начинается разработка стратегии развития столичного образования до 2025 г. Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, в столичном образовании уже удалось достичь серьезных результатов.

– Важно, что теперь хорошее образование можно получить не только в десятке топовых и престижных гимназий, но и в сотнях обычных средних школ Москвы, – отметил мэр.

Каким образом это удалось сделать за достаточно короткий период, окружной газете Зеленограда «41» рассказали руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина и первый заместитель руководителя департамента образования Михаил Тихонов, курирующий Зеленоградский административный округ.

Исаак КАЛИНА:

– Московская система образования сегодня входит в десятку лучших в мире. Этого удалось добиться в результате перехода на личностно-ориентированный принцип финансирования школ, улучшения материальной базы, расширения многопрофильности школ, повышения заработной платы учителей и создания условий для современного технологичного педагогического труда, реализации городских мегапроектов по развитию «Московской электронной школы» и предпрофессионального образования.

В большом количестве школ сегодня работают предпрофессиональные классы – инженерные, медицинские, кадетские, академические, так что ребята еще за партой могут попробовать свои силы в разных областях, чтобы осознанно выбрать будущую профессию. Да и учиться стало гораздо интереснее: в школьных зданиях появляются, например, настоящие лабораторные комплексы, IT-полигоны, а библиотеки превращаются из хранилища книг в очень востребованные учениками и учителями высокотехнологичные информационные центры. Высокое массовое качество столичного образования подтверждается результатами международных исследований и олимпиад, а также государственной итоговой аттестацией.

– Как соотносятся рейтинг школ и качество образования?

Исаак КАЛИНА:

– Рейтинг вклада образовательных организаций в массовое качественное образование московских школьников – это стимул всем школам совместными действиями создать в городе единую эффективную систему образования, обеспечивающую каждой московской семье возможность получения детьми качественного образования в районе проживания. Педагогичность рейтинга заключается в том, что ни один из критериев рейтинга (кроме понижающего коэффициента за удаление учащегося с ЕГЭ за списывание) не носит дискриминационного характера. Абсолютно любой ученик своими самыми разнообразными результатами может принести баллы своей школе. Поэтому сегодня школе ценен каждый ученик, и школа готова с ним работать: чем сложнее педагогическая задача, тем больше необходимо усилий, тем ценнее успех, тем выше рейтинговый балл.

– Какие механизмы помогли добиться массового участия школ в олимпиадах?

Исаак КАЛИНА:

– Результатом массовой работы, которая ведется в системе столичного школьного образования в последние годы, является огромный охват участников олимпиад –учеников московских школ и колледжей. Развитая сеть кружков шаговой доступности, дополнительное образование, онлайн-курсы, предпрофессиональные классы обеспечивают качественное образование московских школьников, что в свою очередь создает базу для высоких результатов на всех этапах олимпиад.

Если раньше участие и победы в олимпиадах было уделом небольшого числа специализированных школ, то сегодня школьным этапом охвачены все школы города. Обладатели дипломов регионального этапа учатся сегодня в более чем в 90% школ Москвы (в 2010 году – 26%).

– В чем цель городских проектов: «Академический класс», «Инженерный класс», «Курчатовский университет», «Медицинский класс», «Музейные субботы»?

Исаак КАЛИНА:

– В столичной системе образования с 2015 г. реализуется мегапроект под лозунгом «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире». Задача проекта – формирование у ученика умений и навыков, необходимых ему в будущей профессии и жизни в высокотехнологичной среде города. Ключевым звеном проекта является новая роль школы как интегратора всех ресурсов города для формирования умений и навыков учащихся (выстроена система взаимодействия московских школ, колледжей, вузов и высокотехнологичных предприятий). Проект предполагает создание возможности московским школьникам глубокого знакомства и серьезного понимания содержания, особенностей и перспективности самых различных видов профессиональной деятельности, востребованной в Москве. Инженерный класс в московской школе формирует у ученика умения и навыки, необходимые ему в будущей профессии и жизни в высокотехничной среде города. Медицинский класс помогает ученику приобрести умения и навыки, необходимые ему для будущей медицинской специальности. В рамках Курчатовского проекта учащиеся осваивают базовые те-ории естественнонаучного образования и учатся применять их в решении практических задач (37 образовательных организаций, более 65 тыс. учеников, в том числе по программам дополнительного образования, НИЦ «Курчатовский институт»).

Школьники осуществляют междисциплинарные исследования в области химии, физики и биологии. Академический (научно-технологический) класс в московской школе предполагает создание в образовательных организациях на базе конвергентных естественнонаучных технокомплексов с привлечением научных сотрудников Федерального агентства научных организаций (10 школ, около 500 учеников, 20 научных организаций).

Еще одним важным инструментом в развитии предпрофессионального образования является проект «Университетские субботы». Это просветительско-образовательный проект для школьников, студентов и родителей с детьми. Особенностью данного проекта является его общедоступный характер. Посетить лекции, мастер-классы, экскурсии может любой ученик или студент колледжа или вуза Москвы. Мероприятия проекта бесплатны для всех желающих.

– Расскажите, пожалуйста, о реализации и перспективах проекта МЭШ.

Исаак КАЛИНА:

– Проект «Московская электронная школа» стартовал в столице 1 сентября 2016 г. и направлен на максимально эффективное использование IT-технологий и сервисов для улучшения качества образования. Он объединяет в себе функционал электронного журнала и дневника, а также библиотеки электронных образовательных материалов. Сегодня проект внедрен во все образовательные организации столицы. Предметные кабинеты основной и средней школы оснащаются новыми интерактивными панелями и ноутбуками для учителей. В школах организуется полное покрытие помещений беспроводной сети Wi-Fi. В общегородском электронном журнале и дневнике можно конструировать учебные планы и расписания уроков, создавать задания с использованием электронных учебников и тестов, применять разные виды оценок, связанных с деятельностью ученика на уроке и за его пределами. Общегородская библиотека электронных образовательных материалов – «облачная» интернет-платформа, содержащая все необходимые образовательные материалы. Использование готовых сценариев уроков, разработанных лучшими учителями Москвы, позволяет педагогам экономить время на подготовку к урокам и демонстрировать ученикам большее количество материалов на занятиях.

– Как в Москве развивается профессиональное образование?

Исаак КАЛИНА:

– Программы и чемпионаты в области профессионального мастерства направлены на развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрацию важности компетенций для экономического роста и личного успеха. 54 колледжа реализуют программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по 64 профессиям, программы профессиональной подготовки и программы подготовки специалистов среднего звена по 110 специальностям. Колледжи предлагают школьникам Москвы обучение по программам профессиональной подготовки по 135 профессиям. Таким образом, у школьников по- явилась уникальная возможность, обучаясь в своей школе, ходить на занятия в колледж и получить одновременно с аттестатом свидетельство о профессии.

В 2016 г. стартовал городской проект, который предполагает организацию уникальных уроков «Технология» для московских школьников 5–9-х классов на производственных профильных площадках, в мастерских и лабораториях колледжей столицы. По итогам V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills) сборная Москвы второй год подряд занимает 1-е командное место, за- воевав в 2017 г. медали по 32 компетенциям. В III Национальном чемпионате JuniorSkills сборная команда города одержала победу в медальном зачете: 27 медалей, из них 17 золотых, 4 серебряных и 6 бронзовых. Всего участники столичной сборной завоевали медали в 11 компетенциях из 19. Сборную команду Москвы в III Национальном чемпионате «Абилимпикс-2017» представили 260 участников, из них 230 – учащиеся образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования Москвы (159 – студенты московских колледжей, 71 школьник). Сборная команда Москвы завоевала 114 медалей, из них 103 медали получили учащиеся образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

– Как реализуется проект «Московская электронная школа» в Зеленограде?

Михаил ТИХОНОВ:

– В Зеленограде проект реализуется с 2017 г. Первой пилотной школой стала школа №1194, затем школа №1557. На сегодняшний день в зеленоградских школах установлены сотни интерактивных панелей, учителя получили для работы в МЭШ свыше тысячи ноутбуков. Школы оснащены современным сетевым и серверным оборудованием. Все системы ЭЖД интегрированы в МЭШ. Общегородская платформа позволяет учителям использовать готовые сценарии уроков. Учителя прошли обучение, за каждой школой закреплены тьюторы. Учителя школ №1194 и 1739 получили гранты за разработку электронных сценариев. За активное участие в развитии МЭШ учителя получают городскую надбавку: на 1 ноября 2017 г. – 148 человек; на 1 февраля 2018 г. – уже 262 человека.

– Зеленоградские родители, в основном, активно поддерживают проект разделения классов на инженерные, медицинские, академические, кадетские, гуманитарные.

Михаил ТИХОНОВ:

– Родители, конечно же, понимают, какое преимущество получают их дети, обучающиеся в 10–11-х инженерных, медицинских, академических, кадетских классах. В Зеленограде проект активно реализуется, школы стремятся предоставить своим ученикам такие возможности. «Курчатовский проект» реализуют школы №1557 и 853, где во время уроков и в рамках системы дополнительно- го образования школьники всего округа имеют возможность заниматься в естественнонаучных лабораториях. Инженерные классы работают в восьми школах города, медицинские классы – в школах №1194 и 1557. В восьми школах открыто 19 кадетских классов. В новый проект «Академическийкласс в московской школе» с 1 сентября 2017 г. включилась школа №1557. Школы и их партнеры – вузы и инновационные предприятия, другие организации – вместе помогают ребятам сформировать необходи-мые для жизни и будущей профессии навыки и умения, стать успешными в выбранной деятельности.

– В зеленоградской школе №1528 действует отделение, где учатся дети с аутистическими расстройствами, маломобильные дети. Возможно ли появление в Зеленограде школы для незрячих ребят?

Михаил ТИХОНОВ:

– Школа №1528 является одной из двух ресурсных школ Зеленограда, работающих с детьми, нуждающимися в специальном сопровождении (№1528 и 854). С 1 сентября 2016 г. здесь открылся ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Для них выделены школьные аудитории, которые оборудованы всем необходимым. Это специальные пособия (книги, игрушки, конструкторы), игровой материал для сенсорной зоны. В классных комнатах – интерактивные доски, компьютеры. В сенсорной зоне – мягкие мешки-кресла, сухой бассейн с шариками, мягкий конструктор, батут. В ресурсном классе обучаются 10 детей, родители которых выбрали данную форму обучения. Это одна из моделей обучения для детей с РАС, предусматривающая постепенный переход этих детей в общеобразовательные классы. Педагоги и тьюторы, работающие в классе для детей с РАС (а на каждого ребенка-аутиста в школе приходится трое взрослых: тьютор, сопровождающий и классный руководитель) в настоящее время получают второе высшее образование, проходят обучение по использованию в работе метода прикладного анализа поведения.

Кроме того, на базе школы №1528 в 2016 г. был открыт центр сопровождения слабовидящих детей. Для центра приобрели специальное оборудование более чем на 3 млн. руб. По желанию родителей дети с нарушением зрения обучаются как в школе №1528, так и в других школах округа, где для них созданы специальные условия, а центр осуществляет методическую поддержку педагогов и родителей.

– На какой стадии в настоящее время находится капитальный ремонт зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи? Каким образом в результате Дворец будет обновлен?

Михаил ТИХОНОВ:

– Для капитального ремонта Зеленоградского дворца творчества разработана проектно- сметная документация, получено положительное решение государственной экспертизы и предусмотрено финансирование, превышающее 300 млн. рублей. Заказчиком на проектирование и выполнение ремонтных работ выступает городская дирекция по строительству и реконструкции. В настоящее время идет подготовка соответствующей конкурсной процедуры. Запланированы замена витражей и ремонт фасада, обновление всей инженерной инфраструктуры здания включая оборудование зала, новые дизайнерские решения помещений. Работы будут проводиться в текущем году.

– Московские школьники доминируют на Всероссийских и международных Олимпиадах. Как бы вы оценили успехи на олимпиадах зеленоградских школьников?

Михаил ТИХОНОВ:

– С 2013 по 2017 г. зеленоградские школьники шесть раз становились победителями и призерами международных олимпиад по лингвистике, естествознанию, географии и физике.

По итогам 2016/17 учебного года 11 ребят из 8 школ округа стали победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников (в 2015/16 уч.г. – 6). В школьном этапе всероссийской олимпиады школьников в2016/17 учебном году приняли участие более 34 тысяч учеников 4–11-х классов Зеленограда, это на 4 тысячи больше, чем в предыдущем году. А в 2017/18 учебном году – уже 35 тысяч, 10 из которых были приглашены на следующий, муниципальный этап. Число призеров муниципального этапа в округе ежегодно составляет около 1400 человек. В сравнении с 2016/2017 учебным годом почти вдвое увеличилось число призовых мест по астрономии и географии. Традиционно много победителей и призеров по русскому языку, литературе, обществознанию. На третий (региональный) этап всероссийской олимпиады школьников в этом году приглашены 608 зеленоградцев, обучающихся в 9–11-х классах. Лидируют по наибольшему количеству призеров муниципального этапа и приглашенных на региональный этап школы №853, 1557, 1353, 1194, 2045. В прошлом году 142 учащихся старших классов округа стали победителями и призерами регионального этапа. Зеленоградские школьники проявляют активность и в московской олимпиаде школьников: ежегодно около 130 ребят становятся ее призерами и победителями.

Владимир РАТМАНСКИЙ

http://id41.ru/articles/nauka_i_obrazovanie/uchityvat_interesy_kazhdogo_rebenka/

Рубрика: Наука и образование
Издание: Окружная газета Зеленограда "41"