Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Участник Городского проекта «Школа Новых Технологий»
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Зеленоградский административный округ

Новые подходы. Событийные форматы: фестиваль

Статья учителя нашей школы Павла Рыбникова в "Учительской газете - Москва" (№50 от 12.12.2017)
Представьте, что вы школьник. Неделю назад на уроке геометрии вы прошли теорему Пифагора. Вы совсем недавно перестали путать катет и гипотенузу. Выучили, что именно складывать и перемножать, чтобы получать правильные ответы. Сегодня вас ждет самостоятельная работа. А теперь представьте, что прежде, чем раздать двойные листочки, учитель сообщает вам, что квадрат гипотенузы теперь равен не сумме квадратов катетов, а их разности. Вы активизируете мышление, пытаетесь переварить новые данные. Кажется, что вы все сделали правильно, несмотря на обрушившиеся вводные. Спустя два дня вы получаете свою работу и видите, что получили «неуд». На резонный вопрос «Почему?» учитель отвечает вам, что вчера был принят федеральный закон, который вообще запрещает вычислять длину гипотенузы всем жителям страны. Поэтому весь класс получил «два». Кроме Вити Петрова. Он не смог решить ни одной задачи и получил «пять» за то, что не нарушил закон.
Звучит нереалистично. Даже смешно.
imageПавел Рыбников

А теперь представьте, что вы только что стали счастливым обладателем квартиры в новостройке. Вы долго выбирали самый подходящий вариант, искали выгодную ипотечную программу и копили на первоначальный взнос. Вы заняли деньги у всех, у кого только было можно. Взяли потребительский кредит на ремонт. Договор с арендодателем заканчивается через три дня, но вы не переживаете. Уже сегодня заветный брелок с ключами станет вашим, и вы начнете переезд.
Вы отпросились с работы и мчитесь на другой конец города, чтобы подписать последние документы. Вас встречает улыбчивый менеджер и сообщает вам радостную новость: после комиссии БТИ оказалось, что площадь вашей квартиры на пять метров больше заявленной. И с такой же улыбкой продолжает: «Вы получите ключи, как только доплатите четыреста тысяч». Пока вы осознаете новую реальность, менеджер уточняет, как вам удобнее расплатиться: картой или наличными?
Звучит уже не так смешно, согласитесь...
Финансовая сфера намного подвижнее остальных. Вы не услышите в утренних новостях о том, что вчера была открыта одиннадцатая цифра. Напротив - сообщение о том, что доллар подорожал на двести рублей, не будет казаться нам розыгрышем.
Десять лет назад банки привлекали нас своей надежностью. Пять лет назад - размером процентных ставок. Сейчас мы ищем для себя совершенно другие пути размещения денег. Криптовалюты меняют наше представление об инвестициях. Мы перестали снисходительно улыбаться, услышав слово «стартап».
Сегодня финансовые технологии развиваются куда быстрее образовательных. Консервативность школ требует поэтапной разработки и внедрения учебных программ. В сфере бизнеса царят молниеносные обновления. Только что пойманный образовательный тренд может устареть сразу после введения. Биткоин станет мировой валютой и целиком исчезнет, еще до того как о нем появится первый параграф в школьном учебнике. В итоге уроки финансовой грамотности превращаются в уроки истории.
Преподаватели истории, обществознания и экономики вводят элементы нового предмета в свои. Но на вопрос «Чему именно учить детей?» ответить конкретно пока не может никто. Выдавать школьникам понятия «инвестиции», «транзакции» или «оферты» под запись в тетрадь - это значит внедрить дисциплину обо всем и ни о чем одновременно. Узнать новое понятие - дело двух минут, если под рукой есть Интернет. Вычисление банковского процента на калькуляторе больше подойдет в качестве математической задачи. В реальной жизни вы не столкнетесь с такой необходимостью. Яркой темой могут стать современные финансовые технологии. Но и здесь нас ждет подвох - современными они останутся совсем не долго. Фонд знаний устаревает куда быстрее, чем обновляется.
Еще одной веской проблемой является мотивация. Это понятие не стоит трактовать в широком смысле. Вопрос школьника «Зачем мне знать про ипотеку, если я буду богатым бизнесменом/музыкантом/видеоблогером?» не похож на вопрос «Зачем мне математика в жизни?». Он конкретен. На него нельзя ответить: «А если не будешь?» Учителя пользуются кредитными картами, платят налоги и покупают недвижимость. Вопрос «Как сэкономить?» для них стоит остро. Для школьников - нет. ЕГЭ по финансовой грамотности еще не введен. Для поступления в вуз она не требуется. Естественно, что этот предмет проигрывает на фоне остальных. И не важно, что в один момент знания в этой отрасли могут сэкономить столько средств, сколько не дадут заработать знания из других. Это пока еще нескоро.
Эти проблемы всегда будут самыми серьезными.
Во-первых, педагогам нужно отобрать фундаментальный материал. Тот, который просто сформирует мышление. Позволит самостоятельно использовать информацию из Интернета или газет.
Во-вторых, занятия нельзя выстраивать по принципу «ты окажешься в ситуации, когда эта информация тебя спасет». Никто не хочет оказаться в нужде. Никто не хочет видеть перед собой безрадостное будущее. Особенно те, у кого жизнь только начинается.
Первый тезис - вопрос предметной области. Второй - вопрос методологии.
Программа развития финансовой грамотности работает в Москве уже шесть лет. За это время проведено огромное количество локальных и городских мероприятиях для школьников. Каждое из них приближает педагогов к пониманию сути предмета, приносит опыт и меняет подходы к преподаванию. Последнее масштабное мероприятие - городской Фестиваль финансовой грамотности - прошло в конце сентября. Фестиваль объединил шестьдесят площадок одной идеей и эмблемой. Школа №1557 стала одной из них, и команда учителей использовала это событие как возможность испытать новые способы преподавания и отточить уже испробованные. Положительные отклики, конечно, получили деловые игры. Это неудивительно. Но нужно понимать, что интерес к обучающей игре прямо пропорционален трудозатратам на ее разработку.
При разработке деловых игр в сфере финансовой грамотности нужно учитывать обозначенные особенности. Игра должна быть направлена на получение фундаментальных навыков, раскрывать проблемы, которые всегда будут присущи финансовому сектору. При работе с финансами никогда не исчезнут проблемы оценки рисков, альтернатив, скрытых издержек, прогнозирования. В качестве прикладного материала здесь подойдут элементы математической статистики, теории вероятностей и начала математического анализа. При работе с младшей аудиторией игра должна быть более практико-ориентированной. Чем больше материальных инструментов в ней появляется, тем лучше. Если участники зарабатывают деньги, они должны быть не только ощущаемыми (бумажными), но и нести пользу. Если игра строится вокруг закупки или продажи товаров, намного интереснее работать с макетами. Простое отображение операций на бумаге всегда выглядит скучным. После того как событие готово, нужно еще раз задаться вопросами «Чему это учит?» и «Через какое время то, чему мы научились, перестанет быть актуально?».
Событийный подход к образованию - это не просто современный тренд. Это форма работы, которая приносит мгновенный результат.
Деловая игра должна подразумевать деятельность. Это очень важно. «Поле чудес» на финансовые темы - это всего лишь необычный вид обычного устного опроса. Нужно понимать, что формальные задания всегда требуют формальных ответов. Форма так или иначе всегда ограничивает мышление. При разработке деловых игр достаточно создать ситуацию и обстановку, дать материалы и позволить детям самим изобрести инструмент. Меньше правил - больше связи с реальностью.
Отдельное место занимает вопрос о роли участника. Именно она определяет настроение. Если оно будет плохим, все события пройдут мимо цели. Не нужно выстраивать игру по замыслу: «Вы оказались в нужде. Действуйте!» Школьники часто ассоциируют потребность в кредите с неудачей. Фраза ученика «Я никогда не возьму кредит!» звучит настолько оптимистично, что порой заставляет педагогов улыбнуться. Но не стоит никого разубеждать. Всплеск оптимизма - хорошая мотивация. Для того чтобы обратить внимание на важные аспекты, скажем, в области кредитования, достаточно диаметрально изменить роль ученика. Вменяя ему позицию кредитора, а не заемщика, мы рассматриваем ту же проблему, но с другой стороны. Если мы спросим: «На что бы вы обратили внимание в кредитном договоре, будь вы заемщиком?» и «Как бы вы составили договор, будь вы банкиром?», то получим одни и те же ответы. Первый вопрос демотивирует. Второй открывает возможности. Обратите внимание, оба требуют изучения одинакового материала.
Деятельность запоминается, когда в конце появляется продукт. Материальный или нет. Если игра включает в себя индивидуальное или командное соревнование, итоги должны подводиться относительно. Не стоит сравнивать достижения с эталоном. На успех влияет множество факторов. Одни способствуют ходу события, другие его губят, и не все напрямую зависят от ведущих или участников. Поэтому добиваться точного соответствия образцу не имеет смысла. Достаточно того, что один результат по каким-то критериям превосходит другой. Критерии должны быть понятными и прозрачными. У обучающихся не должно оставаться вопросов о том, почему выиграл кто-то другой.
Во время адаптации деловых игр для городского фестиваля учителя школы №1557 принимали во внимание именно эти особенности. Проведение мероприятий такого формата часто непредсказуемо. Детальный сценарий здесь нецелесообразен. При разработке образовательных событий команда педагогов ограничилась созданием ситуативных рамок. Были продуманы их возможные перемещения для большей адаптивности игрового мира. Итогом стала хорошо подготовленная импровизация. Но именно отзывчивость окружающего пространства на действия его участников и является индикатором успешной разработки.

Источник
Павел РЫБНИКОВ, учитель математики и экономики школы №1557