Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Участник проекта "Инженерный класс в московской школе"
Участник проекта "Кадетский класс в московской школе"
Участник проекта "Курчатовский проект в московской школе"
Участник проекта "Медицинский класс в московской школе"
Участник Городского проекта «Школа Новых Технологий»
Знак «Территория социального партнерства»
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Зеленоградский административный округ

«Дошкольное образование — это серьёзно». Современный подход к дошкольному образованию в школе №1557

Лицей № 1557, выросший из физико-математической школы, хорошо известен в Зеленограде. С сентября этого года лицей был переименован в ГБОУ «Школа №1557». Дошкольные группы школы в корпусах 517, 355а, 507 и 331а посещает более 700 детей. Как они проводят время, чем с ними занимаются, что нового и интересного предлагает лицей в области дошкольного образования, что такое современный стандарт образования, Zelenograd.ru рассказали старший методист школы №1557 Марина Николаевна Гундина и старший воспитатель Янина Львовна Антропова.

— Что изменилось с «обратным» переименованием лицея в школу?

— В образовательном процессе — ничего. Нам важен не статус, а расширенное современное образовательное пространство для детей. У нас есть есть лицейские, гимназические классы, классы бакалавриата, инженерные, кадетские, академические классы, а также классы ускоренного обучения в начальной школе — и конечно, классы общеобразовательные. Именно результаты обучающихся позволили нашему образовательному учреждению в этом году занять 26 место в рейтинге вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников. Ведь рейтинг — это стимул школе работать с каждым учеником, с каждым воспитанником: чем сложнее педагогическая задача, тем больше необходимо усилий, тем ценнее успех!

Сегодня школа №1557 — это многопрофильный образовательный комплекс с широкими возможностями. Родители знают о высоких результатах, разнообразии предлагаемых программ и направлений, современной среде обучения. Чаще всего на слуху олимпиадные победы лицеистов, их достижения в области робототехники, предпрофессиональные инженерные и медицинские классы, но всё это, как правило, касается старшеклассников. А когда-то эти ребята были малышами и только начинали свой путь к успеху.

— Как в лицее организовано дошкольное образование, изменилось ли что-то с тех пор, когда детские сады были отдельными учреждениями?

М.Г. — Я хотела бы подчеркнуть, что дошкольное образование в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» — это полноправный уровень общего образования. И то, что детский сад сегодня является в Москве частью школы, её первой ступенью, было абсолютно верным решением. Благодаря этому бывший детский сад получил новые возможности, перестал быть местом, где за детьми просто присматривают, пока родители на работе.

В лицее мы очень серьёзно относимся как к школьным урокам, так и к занятиям в дошкольных группах. Да, обучение дошкольников происходит в игре, в соответствии с их возрастными особенностями, но от этого оно не становится менее важным. Больше того, в дошкольной группе ребёнок начинает учиться общаться, взаимодействовать с окружающими, усваивать поведенческие навыки, правила и нормы — происходит важнейший процесс социализации. Поэтому мы считаем необходимым быть союзниками с родителями наших дошколят в том, что дошкольное образование — неотъемлемая часть общего образования и требует самого серьёзного к себе отношения.

Вслед за теми изменениями, которые происходят в современном мире, неизбежно меняется и школа. Но, поверьте, все изменения мы начинаем с себя. Мы делаем всё возможное, поддерживая наших педагогов дошкольного образования в вопросах их профессионального роста, и направляем средства, полученные от родителей (родительскую плату), на повышение заработной платы. Как и учителя, наши педагоги, работающие с дошколятами, постоянно учатся: работать по стандарту дошкольного образования, применять инновационные педагогические технологии. К примеру, воспитатели практикуют «Дебаты» — игру, которая проводится в малых группах и помогает развивать речь и критическое мышление. Включаем дошколят и в проектную деятельность: в прошедшем учебном году на конференции для обучающихся начальных классов лицея они представляли свои первые в жизни исследовательские проекты.

Давно замечено, что дети, посещающие дошкольные группы, успевают так хорошо подготовиться к школе, что в первом классе им попросту скучно. Он для них — повторение того, что они уже знают и умеют. Для таких детей мы запускаем обучение в начальной школе за 3 года. С детьми, которые будут с 1 сентября 2017 года учиться в таких классах, в прошедшем учебном году дополнительно занимались развивающим обучением наши коллеги из МГПУ — доктор педагогических наук Н.М. Конышева и кандидат педагогических наук О.И. Бадулина, с которыми мы тесно сотрудничаем.

Шагом вперёд стал для нас проект Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) — «Университетско-школьный кластер», в котором мы участвуем с сентября 2016 года. Наши педагоги обучаются в ВШЭ, перенимают интересный опыт, представляют свою работу другим участникам проекта из столичных школ.

Мы учимся по-новому выстраивать взаимодействие с родителями дошкольников. Оно становится более партнёрским и продуктивным. К примеру, в корпусе 331а воспитатель Павел Виноградов на протяжении учебного года вёл в своей группе проект «Читаем вместе». В нём участвовали дети и родители, которым ежемесячно предлагались списки рекомендуемой литературы как для домашнего чтения, так и для совместного чтения в группе. Участники проекта регулярно собирались вместе и обсуждали прочитанное, делились своими впечатлениями. Дети рисовали то, что им запомнилось и понравилось. Мы получили обратную связь от родителей, которые отметили очень много положительных моментов для себя и своих детей. Будем развивать этот проект.

— Как в школе управляют дошкольным образованием? Групп много, педагогов и специалистов тоже — надо всех как-то объединить и направить.

Я.А. — Да, вы совершенно правы. Во-первых, у нас единая образовательная программа. Во-вторых, создана кафедра дошкольного образования, которая объединяет всех, кто работает с дошколятами и сотрудничает с кафедрой начального образования, что обеспечивает преемственность дошкольного и начального уровней образования. Служба психолого-педагогической поддержки также работает с нами в тесном контакте.

— В чем заключается современный подход к дошкольному обучению, чем он отличается от прежних методов?

М.Г.- Работая в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), мы «уходим» от ориентации исключительно на тот набор знаний, умений и навыков, которыми ребёнок должен овладеть к определённому возрасту. Дошкольник должен не просто чему-то научиться, но и сформировать нужные для дальнейшей своей успешности качества — самостоятельность, саморегуляция, произвольность. К примеру, если у ребёнка не сформируется умение сознательно регулировать свою деятельность — не просто что-то сделать, а объяснить, почему он сделал именно это, — в дальнейшем могут возникнуть проблемы в школе. Очень важная задача — сформировать предпосылки для того, чтобы в первом классе дети как можно легче адаптировались к школьной жизни.

— Каковы современные дети, в чём их отличие от предшествующих поколений?

Я.А.- Наши дети — любознательные, активные, открытые миру… К сожалению, они не становятся здоровее, это реальность сегодняшнего дня. Дети, безусловно, очень смышлёные, быстро «схватывают» всё новое. Они, как правило, рано берут в руки гаджеты и учатся ими пользоваться. Телевизоры, компьютеры и планшеты — всё это в их распоряжении, а взрослые зачастую просто очень заняты. Это приводит к некоторому дефициту и сложностям в общении — ребятам непросто договариваться о чём-то, выражать словами свои эмоции. Ну, а если гаджетов и телевизора в жизни ребёнка слишком много, это уже грозит проявлениями агрессии… Кроме того, по нашим наблюдениям, дети сегодня чуть менее самостоятельны, чем было предыдущее поколение в их возрасте.

— Современный подход к образованию требует иных форм обучения даже маленьких детей?

М.Г.- Безусловно. И для начала необходимо обновление развивающей среды. Никто раньше не задумывался о таком, но сегодня мы своих дошколят на начальном уровне уже обучаем робототехнике. У нас есть электронные и магнитные конструкторы, мини-лаборатории, песочные столы с подсветкой для рисования и многое другое. Обучение, конечно же, происходит в игровой форме. Например, с помощью блоков Дьенеша, которые развивают логическое и пространственное мышление, а это значит, что в дальнейшем ребёнку легче будут даваться алгебра и геометрия.

Образовательное пространство дошколят сегодня изменилось. Это уже не только стены родной группы или музыкального зала. Для наших ребят это также и весь лицей, и весь Зеленоград. Вот лишь несколько примеров. Для детей из старших групп, благодаря участию лицея в городском проекте «Медицинский класс», мы организуем экскурсии в медицинский колледж. Им показывают пособия, на которых обучаются студенты колледжа, и всё увиденное вызывает огромный интерес и восторг. Согласитесь: можно показать врача на картинке, а можно привести детей туда, где учатся будущие медики. Что будет более эффективным знакомством с миром профессий? Конечно же, интереснее увидеть своими глазами, прикоснуться, попробовать сделать что-то самим.

Мы активно сотрудничаем с учреждениями культуры — детской библиотекой №250 и детской музыкальной школой имени Мусоргского, а также с «Мосприродой».

В родном лицее дошколята имеют возможность побывать в Курчатовских лабораториях (корпус 344а). Что может быть интереснее, чем физические или химические опыты в лаборатории? Это самое настоящее введение в науку, первое знакомство, которое запомнится ребёнку надолго. А в подразделении дополнительного образования («Орлёнок», корпус 359) для наших дошколят ежемесячно проводят мастер-классы по народному творчеству педагоги дополнительного образования.

— Все эти интересные занятия и экскурсии — это дополнительные услуги?

М.Г.- Нет, всё это организовано в рамках образовательной деятельности, совершенно бесплатно для родителей, и проводится в первой половине дня.

— Педагоги и психологи говорят, что речевое развитие детей — одна из современных серьёзных проблем. Расскажите о вашем походе к её решению.

М.Г.- Прежде всего, у нас работает служба логопедического и психологического сопровождения. Действительно, детей, нуждающихся в помощи специалистов, стало больше. С такими ребятами работают наши учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, которые помогают скорректировать те или иные проблемы речевого развития. На развитие речи и мышления направлены и новые педагогические технологии, которые мы активно используем. И, конечно же, мы не устаём агитировать родителей наших детей за ежедневное домашнее чтение, ведь для развития речи очень важно, чтобы с ребёнком много разговаривали, каждый день читали ему и вместе обсуждали прочитанное, задавали вопросы.

— Сейчас модно раннее развитие детей — множество кружков, развивающих центров предлагают занятия с двух лет, а то и раньше. Ваше мнение, как опытных педагогов, — стоит ли так рано начинать?

Я.А. — Раннее развитие — это широкое понятие. И точки зрения на этот счёт существуют разные. Мы руководствуемся тем, что для каждого возраста разработаны соответствующие педагогические технологии и методики. И если, к примеру, ребёнка в 2 года начать учить читать — пользы от этого не будет. До трёх лет самое важное — это освоение предметной деятельности, сенсорных эталонов (форма, цвет) и развитие речи. И если этим не заниматься, позже придётся восполнять пробелы с большим трудом.

Кстати, у нас работают четыре группы кратковременного пребывания для детишек в возрасте от 1,5 до 2,8 лет, которые пользуются огромной популярностью. Дети находятся в такой группе три с половиной часа в день. Они играют (при этом игры направлены на речевое развитие), осваивают элементарные навыки, учатся общаться и взаимодействовать. Это хорошая адаптация к будущему посещению дошкольной группы в режиме полного дня.

— Если родители пожелают какие-то новые занятия, в дополнение к перечисленным, — возможно ли проводить их в дошкольных отделениях?

М.Г.- Конечно. Мы работаем, исходя из запросов родителей. Например, проводим электронное анкетирование, что удобно и быстро. Заполнять такую анкету можно анонимно. Обрабатывая анкеты, мы видим все пожелания и учитываем их, выстраивая образовательную деятельность.

Сегодня у нас востребованы такие дополнительные образовательные программы, как «Речевой фитнес», английский язык в игровой форме, интеллектуальные игры для старших дошкольников («Умка», «Знайка»), детский дизайн, современный танец, а также разнообразные виды детской продуктивной деятельности, дополнительные образовательные программы технической направленности (робототехника, электронное конструирование). И, конечно, никак не обойтись без спортивных кружков: футбол, ритмическая гимнастика, шашки. Причём на футбол, как и на робототехнику, с удовольствием приходят заниматься не только мальчики, но и девочки.

— Каков современный воспитатель, какие требования к нему предъявляются новыми стандартами образования?

М.Г.- Как я уже не раз отмечала, дошкольное образование — это серьёзно, ведь речь идёт о фундаменте для будущей жизни. Поэтому работают с детьми дошкольного возраста только профессионалы с педагогическим образованием. Конечно же, это люди, которые любят детей и свою работу, хорошо знают образовательную программу, владеют педагогическими технологиями, стремятся к самообразованию, идут в ногу со временем.

И знаете, что мы заметили? Родители наших дошколят — самые благодарные. Больше всего добрых слов в адрес педагогов мы получаем именно от них. Это не значит, что наши учителя работают хуже, они тоже получают множество благодарностей от родителей своих учеников. Думаю, дело в том, что дошкольное детство — это самый трогательный и светлый, яркий период в жизни человека. Мы чувствуем себя одной семьёй и радуемся каждому, пусть даже маленькому успеху наших детей, их творчеству, непосредственности, первым открытиям.

http://lyc1557zg.mskobr.ru/